ШЕСТЬ ФИЛЬМОВ ОБ АМЕРИКАНСКОЙ СИСТЕМЕ ПРАВОСУДИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЮРФАКА.

Чем хороша или наоборот — сложна профессия юриста? Не только огромным объемом знаний, который необходимо усвоить за время учебы, не только необходимостью разбираться в особенностях организации системы юриспруденции в разных странах и на разных континентах, но и тем, что с момента поступления на юридический факультет обучение профессии для будущего юриста только начинается, но получением диплома оно не заканчивается — учиться и получать новые знания ему придется до конца своих дней, каждый день и с каждым новым делом.

Не будем скрывать — учиться на юрфаке не легко. Довольно часто юридическое образование сравнивают с медицинским по степени сложности и по величине ответственности за конечный результат обучения. Ведь выпускникам медицинского факультета доверяются наши жизни, а дипломированным юристам — наши судьбы и еще неизвестно, что же на самом деле важнее и где уровень осознания собственной ответственности должен быть выше.

Поэтому, для формирования у будущих юристов чувства профессионального долга и осознания ответственности при исполнении своих обязанностей, необходимо, на наш взгляд, использовать в образовательном процессе не только стандартные лекционные формы, но и обращаться к интерактивным методам, в том числе и к литературным и кинематографическим  произведениям.

Использование данных методов позволяет не только придать динамичности и разнообразия учебному процессу, но и расширить кругозор, повысить заинтересованность и обогатить знания будущих Плевако и Сперанских. 

Не секрет для наших читателей, что в современном мире имеются две основные системы права: романо-германская и англосаксонская. Есть, конечно, еще системы религиозного, традиционного и социалистического права, но для глубокого изучения в юридических ВУЗах России они в настоящее время не характерны, поэтому останавливаться на них не будем.

Чем же отличаются эти системы права? Тем, что романо-германская (к ней относится и российская) берет свои истоки в системе римского права и является кодифицированной, то есть все законодательные акты закреплены в структурированной системе, состоящей из конституций, кодексов, законов и т.д. А англосаксонская традиция (к которой относится не только английская, но и американская система права) является прецедентной, то есть право создается судьями при рассмотрении конкретных дел.

Разница между российской и американской системой правосудия не просто существенная, она порой диаметрально противоположна не только в вопросах права и правоприменения, но и в вопросах морали, этики и нравственности в юридической среде.

Чтобы получить общие представления об американском правосудии, основных элементах системы и применяемых методах предлагаем студентам и преподавателям юридических факультетов обратить внимание на шесть художественных фильмов из предлагаемой нами подборки. 

Это, конечно, не документальное кино и режиссеры в сюжетах позволили себе достаточно много вольностей для усиления драматизма и зрительского эффекта, но повод для дискуссии на лекции или семинарском занятии эти фильмы точно дадут, да и шесть осенних дождливых вечеров провести в приятной обстановке, в уютном кресле, за просмотром хорошего кино тоже будет неплохо.

Итак,  рекомендуем первый фильм: “ДВЕНАДЦАТЬ РАЗГНЕВАННЫХ МУЖЧИН” (1957 ГОД)  — это настоящая классика судебных фильмов. Несмотря на то, что формально фильм не о юристах, ведь главные действующие лица — присяжные заседатели, он позволяет понять основные принципы института суда присяжных,  понятие принципа разумного сомнения и толкования любого сомнения в пользу обвиняемого. В сюжете раскрываются глубокие психологические мотивы принятия вердикта, проводится масштабная аналитическая работа, подспудно рассматриваются вопросы значимости и последствий добросовестности и равнодушия простого человека, призванного для отправления правосудия, а также ответственности перед обществом и государством за качество принимаемого им решения в составе жюри присяжных.

Для сравнения американского и российского подхода можно рекомендовать посмотреть российский вариант фильма — “12” (2007 ГОД). Помимо блестящего актерского ансамбля и глубокого психологического содержания сюжета, фильм Никиты Михалкова раскрывает не только важность и значимость роли присяжных заседателей, их ответственности за принимаемое решение и последствий вынесенного вердикта, но и ставит очень серьезный нравственный и философский вопрос: можно ли во благо самого подсудимого игнорировать истину и факты, вынося неправосудный приговор? 

Второй фильм: “НЕСКОЛЬКО ХОРОШИХ ПАРНЕЙ” (1992 ГОД) — это настоящая юридическая драма и одновременно блестящий тренинг по судебной психологии, логике, судебной риторике, раскрывающий принцип состязательности сторон в судебном процессе, основные принципы уголовного права и уголовного процесса в Америке, а также позволяющий рассмотреть, проанализировать и обсудить такие формы  взаимодействия участников процесса как сделка с обвинением, в каких случаях этот вариант развития событий мог бы быть оправдан, а когда необходимо идти до конца.

Третий фильм: “АНАТОМИЯ УБИЙСТВА” (1959 ГОД) — сюжет которого основан на реальном процессе, описанном адвокатом, принимавшим в нем участие. Лишившийся должности прокурор, не имея достаточного опыта адвокатской деятельности, вынужден перебиваться мелкими заработками. Неожиданно повседневную рутину разбивает обращение супруги обвиняемого в убийстве, с просьбой принять на себя защиту ее мужа. Дело кажется абсолютно безнадежным — обвиняемый не отрицает своей вины, обвинение предвзято, свидетели умалчивают и недоговаривают… Что может спасти в такой ситуации от высшей меры? Только нестандартность подхода, добросовестность, глубокое знание норм права и их взаимосвязи, тонкая игра на чувствах и эмоциях присяжных и свидетелей, а также работа адвоката как защитника обвиняемого, а не защитника системы правосудия.

Четвертый фильм: “СУДЬЯ” (2014 ГОД). Этот фильм позволяет оценить методику и систему выбора жюри присяжных, раскрывает американскую практику сделок с правосудием, когда приговор обвиняемому определяется не наличием бесспорных доказательств его вины, а неким соглашением между обвинением и защитой. Данная практика легла в основу российского варианта упрощенного производства по уголовным делам, что вызывает неоднозначную реакцию и зачастую обоснованную критику в юридическом сообществе. В то же время фильм ставит очень важный вопрос об ответственности судьи и влиянии его человеческих качеств на принимаемые им решения. 

Пятый фильм: “ЛИНКОЛЬН ДЛЯ АДВОКАТА” (2011 ГОД) — интересен тем, что позволяет понять, насколько работа американских адвокатов отличается от российских принципов организации адвокатуры. Как предельно открыто показано в сюжете фильма — задача адвоката состоит в том, чтобы в максимальной степени оказать квалифицированную юридическую помощь своему подзащитному, даже если становится очевидным, что этот самый подзащитный тот еще “подарок”. Если доверитель утверждает, что он невиновен, именно эту позицию обязан отстаивать адвокат. Кроме того, лихо закрученный сюжет позволяет заглянуть в глубину очень болезненного и неоднозначного вопроса о том, что у адвокатов тоже бывают ошибки, которые стоят клиенту многих лет лишения свободы и ломают его судьбу, поэтому адвокату настаивать на своем видении процесса иногда очень опасно, так как на кону жизнь клиента. 

Ну и на десерт шестой фильм не об уголовном, а о гражданском процессе: “ГРАЖДАНСКИЙ ИСК” (1998 ГОД). История основана на реальных событиях и раскрывает детали дела «Андерсен против Cryovac». В фильме прекрасно показана  существенно отличающаяся от российской практика рассмотрения гражданских дел судом присяжных и система гражданского судопроизводства, в которой роль юриста не ограничивается консультативными и представительскими функциями, а включает в себя еще и элементы следствия, дознания, экспертной и специализированной практики. Сюжет фильма и его отдельные эпизоды предоставляют возможность устроить настоящий практикум по судебной риторике и судебной психологии, с обсуждением и анализом некоторых общих принципов искусства речи на суде и судебного процесса в целом, таких как: 

  • никогда не задавать вопроса, в ответе на который не уверен; 
  • в суде нет места для самомнения и гордыни адвоката; 
  • нельзя забывать об интересе клиента в погоне за удовлетворением собственных амбиций и т.д. 

Желаем вам приятного просмотра и более глубокого понимания профессии, которой вы решили посвятить свою жизнь!

А для того, чтобы не пропустить другую полезную и важную информацию, предлагаем подписаться на наши новости и публикации. 

ООО “Вента”.

Мы работаем для вас!