ТРИ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТА САЙТА, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ НА ШТРАФЫ И ПРЕТЕНЗИИ.

Ваш бизнес стал счастливым обладателем собственного сайта или Вы сами решили закрепиться в мировой паутине на собственном интернет ресурсе? Поздравляем! Это абсолютно верное и дальновидное решение, которое позволит вам расширить возможности и привлечь внимание максимального количества заинтересованных пользователей.

Но знаете ли вы, что просто созданием сайта дело не ограничивается? Еще необходимо привести его наполнение в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Какие обязательные документы и сведения должны быть размещены на сайте?

Если кратко, то для любого сайта, который хоть как-то взаимодействует с посетителями, должна быть в первую очередь разработана Политика обработки персональных данных. Этот документ может называться по-разному: Политика конфиденциальности, Политика в отношении персональных данных, Политика оператора в отношении обработки персональных данных или иначе, суть его от названия не меняется — это обязательный документ любого интернет-ресурса, наличие которого в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 27 июля 2006 года No 152-ФЗ «О персональных данных».

Что же понимается под “персональными данными” с точки зрения Закона? Ни много ни мало, а любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному физическому лицу.

Причем тут ваш сайт, спросите вы? А при том, что если на вашем ресурсе совершается любое действие с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных, то вы автоматически становитесь оператором персональных данных. И абсолютно не имеет значения, что вы не являетесь государственным или муниципальным органом, достаточно того, что вы как юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организуете или осуществляете обработку персональных данных на своем сайте, либо определяете цели их обработки, состав этих данных, а также действия, совершаемые с ними. То есть, если на вашем интернет-ресурсе некий Вася Пупкин имеет возможность оставить в любом месте запись “Здесь был Вася!” или через сайт осуществляется любая обратная связь, то можете смело поздравить себя с тем, что Роскомнадзор в любой момент может постучаться к вам с вопросами о том, как вы защищаете данные пользователей, а самое главное — где вы их храните и как используете. Не сможете дать внятные и подтвержденные доказательствами ответы, получите в лучшем случае административный штраф, а в худшем — уголовное дело со всеми вытекающими из этого прелестями арестантской романтики и сломанных жизненных перспектив.

Так что же вы должны сделать здесь и сейчас? Правильно — проверить каким образом у вас на сайте обеспечивается работа с персональными данными пользователей, а также насколько качественно, грамотно и профессионально вы обеспечили собственные тылы, разместив на сайте Политику обработки персональных данных.

Второй документ, необходимый вам — Пользовательское соглашение, то есть фактически лицензия или публичный договор, которым регулируется порядок пользования вашим сайтом.

Зачем оно нужно? Прежде всего для того, чтобы юридически защитить себя от возможных претензий потребителя, использующего ваш ресурс.

Но и для пользователя это тоже необходимый документ, так как практически любое действие в глобальной сети сопровождается виртуальным заключением договора и ваш посетитель, для избежания недоразумений и возможного недопонимания, должен четко осознавать какие у него возникают права и обязанности, а также “на что он подписывается”, гуляя по страницам вашего интернет дома. Отговорки “я ничего подписывал” в данном случае не работают, ибо с точки зрения действующего законодательства, как только гость зашел на ваш ресурс и прочел хотя бы первую строку приветствия на сайте, он уже начинает потреблять предоставляемый вами продукт в виде контента, графического оформления, дизайна сайта и прочих элементов, на которые распространяются правовые нормы о защите интеллектуальной собственности и смежных прав.

Если же вы используете сайт в качестве торговой площадки, то необходимость наличия простого Пользовательского соглашения для вас не только кратно возрастает, но и отягощается еще и необходимости обговорить в нем или в отдельном документе порядок принятия публичной оферты, то есть условий реализации и покупки вашего товара или услуги, совершаемой при использовании размещенных на сайте инструментов и информации.

Еще детальнее требуется проработать юридическое наполнение сайта, если у вас Интернет-магазин. В этом случае ни Пользовательским соглашением, ни Публичной офертой вы не отделаетесь, так как придется разрабатывать Правила продаж, Правила доставки, Политику возврата, а также отдельные виды договоров, актов и соглашений, в соответствии с которыми будут регулироваться ваши взаимоотношения с конечным потребителем.

Но это тема для отдельного разговора, поэтому сейчас мы просто остановимся на том, что для вашего же спокойствия и будущего комфорта работы в сети, вам необходимо разработать и разместить на сайте Пользовательское соглашение.

Третье обязательное условие юридического соответствия вашего интернет ресурса предъявляемым требованиям — это размещение на нем реквизитов или контактных данных владельца сайта.

Зачем они нужны? Всё просто — пользователь должен знать с кем имеет дело. То есть наименование бизнеса или данные лица необходимы, чтобы понимать с кем заключается договор при входе на первую страницу сайта, а контактные данные требуются, чтобы знать куда и каким образом направлять претензии, если что-то пошло не так.

Контактные данные должны быть расположены на сайте таким образом, чтобы любой посетитель мог легко их найти. Варианты “спрятать реквизиты подальше”, “написать невидимым текстом”, “прикрыть картинкой”, “подставить чьи-то другие данные” не работают и чреваты не только претензиями пользователей, но и штрафными санкциями от компетентных органов, так что следует сто раз подумать — стоит ли играть в “невидимку” и рисковать в лучшем случае потерять сайт, а о худших вариантах даже думать не советуем.

Итак, какой вывод? Идем и смотрим как оформлены контактные данные на вашем сайте и все ли необходимые реквизиты на нем указаны.

Если же сомнение в юридической чистоте вашего ресурса коварно прокралось в ваши мысли, то это еще не катастрофа.

Не стесняйтесь — спрашивайте.

Мы работаем для вас!