КАК ПЛАТИТЬ ЗА ВЫВОЗ МУСОРА - ПО НОРМАТИВУ ИЛИ ЗА ФАКТИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ?

С момента начала реализации так называемой “мусорной реформы” у большинства предпринимателей и простых обывателей возникли проблемы с порядком начисления платы за вывоз твердых коммунальных отходов. 

 

Региональные операторы, в силу естественного стремления максимизировать свою прибыль, взяли за правило односторонне устанавливать плату по расчетному нормативу потребления, а не за фактически оказанные услуги, так как норматив является величиной весьма условной и существенно превышающей реальные объемы формирования мусорных отходов, которые оператору предстоит вывозить и обрабатывать, а следовательно, размер платы за будущую услугу, выставленный по нормативу значительно превышает реальные затраты на оказание услуги и влечет за собой образование чистой прибыли поставщика услуг без каких-либо усилий с его стороны. Как говорится: только деньги и ничего личного.

 

Но так ли правы региональные операторы, по собственному разумению применяя именно расчетный метод начисления оплаты за оказываемую коммунальную услугу?

 

В подобном деле разбирался Верховный суд Российской Федерации.

 

В чем заключалась суть дела? Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами одного из регионов России, обратился в Арбитражный суд с требованиями к индивидуальному предпринимателю о взыскании задолженности за вывоз ТКО. 

 

Как следует из материалов дела, в 2018 году в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» была введена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Предприниматель, владеющий нежилым помещением, расположенным в многоквартирном доме направил региональному оператору заявки на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО исходя из объема принадлежащих ему контейнеров. 

 

Региональный оператор в течение года оказывал предпринимателю услуги по вывозу ТКО на основании его заявок, исходя из количества и объема принадлежащих предпринимателю контейнеров, расположенных на специально оборудованной площадке предпринимателя, с указанной в заявках периодичностью. 

 

Предприниматель производил оплату за услуги по вывозу ТКО исходя из фактически вывезенного объема. 

 

Спустя год после начала правоотношений региональный оператор направил предпринимателю договор на оказание услуг по обращению с ТКО, указав дату начала действия договора с 2018 года и порядок начисления платы за пользование данной услугой исходя из нормативов накопления ТКО, а не по фактическому объему оказанных услуг. 

 

Далее региональный оператор, ссылаясь на то, что предприниматель оплатил услуги не по нормативу, а в меньшем размере, обратился в суд с иском о взыскании разницы между уплаченной и начисленной суммой.  

 

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска. Исходили они при этом из следующего. 

 

В спорный период договор на оказание услуг по обращению с ТКО сторонами заключен не был. Региональный оператор оказывал предпринимателю услуги по вывозу ТКО на основании его заявок, в которых определено, что учет ТКО производится исходя из количества и объема принадлежащих предпринимателю контейнеров, расположенных на специально оборудованной площадке предпринимателя; следовательно, заявки фактически являются договором, исполненным региональным оператором на условиях, предложенных предпринимателем. 

 

Кассационная инстанция отменила судебные акты судов первой и апелляционной инстанций и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, указав следующее: установленный законодательно коммерческий учет ТКО исходя из количества и объема контейнеров для их накопления может быть применен лишь при наличии раздельного учета ТКО на территории субъекта Российской Федерации; поскольку в спорный период не была реализована программа раздельного накопления ТКО, способ учета ТКО исходя из количества и объема контейнеров, установленных в местах накопления, не подлежал применению. 

 

При этом кассационный суд не учел следующее. Согласно пункту 1 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. 

 

В силу пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. 

 

Пунктом 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации, и может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ). 

 

Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, а Правила обращения с ТКО и форма типового договора — постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156. 

 

Согласно пункту 8(4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является письменная заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора. 

 

Судами было установлено, что предприниматель направил заявки на заключение соответствующего договора, на основании которых региональный оператор в спорный период оказал услуги по вывозу ТКО исходя из количества и объема принадлежащих предпринимателю контейнеров, расположенных на специально оборудованной площадке. 

 

Согласно подпункту «б» пункта 13 и пункту 15 типового договора учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами № 505, потребитель обязан обеспечивать такой учет. 

 

Определение объема и (или) массы ТКО в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО осуществляется расчетным путем исходя либо из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (подпункт «а» пункта 5 Правил № 505). 

 

Собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (пункты 5 и 6 Правил № 505). 

 

В силу пункта 4 статьи 426 Гражданского кодекса и пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ Правила № 505, 1156 и условия типового договора являются обязательными для региональных операторов по обращению с ТКО и собственников ТКО при заключении и исполнении публичных договоров на оказание услуг по обращению с ТКО. 

 

Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении ТКО в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505 (количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО). Однако данный пункт лишь регулирует вопрос осуществления расчетов при способе раздельного накопления и не содержит ограничений по способу коммерческого учета для других видов накопления ТКО. 

 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного раздельного накопления ТКО позволяет собственнику ТКО осуществлять их коммерческий учет в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета. То есть, как по количеству и объему контейнеров, так и в соответствии с нормативами накопления ТКО. 

 

Пунктом 148(38) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в нежилом помещении в многоквартирном доме, определяется в соответствии с формулой 9(5) приложения № 2 к Правилам на основании нормативов накопления ТКО. Вместе с тем при раздельном накоплении сортированных отходов, а также в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре, размер платы за данную коммунальную услугу в нежилом помещении в многоквартирном доме определяется в соответствии с формулой 9(6) приложения № 2 к Правилам, исходя из объема вывезенных контейнеров. Таким образом, нахождение нежилого помещения предпринимателя в многоквартирном доме не исключает его право на выбор способа расчета коммерческого учета ТКО. При этом размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в многоквартирном доме может определяться на основании объема вывезенных контейнеров при наличии у потребителя собственного установленного в местах их накопления контейнера, позволяющего на основании Правил № 505 осуществлять коммерческий учет объема и (или) массы ТКО. 

 

Принимая во внимание изложенное, Судебная коллегия посчитала, что суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали региональному оператору в иске, поэтому у суда кассационной инстанции не было оснований для отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций.

 

Так что, уважаемые коллеги и предприниматели, судебная практика по разрешению дел, связанных с доначислением региональными операторами сумм платежей за предоставление услуг по обращению с ТКО приобретает все более четкие очертания, что влечет за собой сдержанный оптимизм в ответе на  вопрос: “Доколе в проблеме расчета платы за вывоз мусора будет твориться произвол и вакханалия?”